Решение о взыскании за перегруз автомобиля

Проблема весового контроля отнюдь не свалилась внезапно на головы грузоперевозчиков. Все давно знали про автомобильные весы, что, как и когда. Штраф за перегруз до 400 тысяч рублей, наложенный на основании акта измерения системы автоматизированного весогабаритного контроля, для владельцев фур – сумма немалая. Это прямой путь к банкротству не только небольших предприятий.

Внедрение системы автоматизированного весогабаритного контроля, например, в Нижегородской области привело к тому, что владельцы фур, получившие большие штрафы за превышение допустимой нагрузки на ось, говорят, что система работает некорректно, и требуют ее модернизировать. Общая сумма начисленных штрафов составила около 1 миллиарда рублей.  Грузоперевозчики, в частности, пожаловались губернатору Нижегородской области на автомобильные весы – на некорректную работу системы автоматизированного весогабаритного контроля, которую по концессионному соглашению установил «Ростелеком». По жалобам перевозчиков свою проверку провела Торгово-промышленная палата Нижегородской области. Выяснилось, что система работает исправно, а проблема возникает из-за того, что дальнобойщики притормаживают при переезде пунктов весового контроля.

Как отстаивать свои права и в чем тут нюансы?

Суды, что естественно, верят данным системы автоматизированного весового контроля, Минтрас молчит, а измерители прекрасно знают, что такое динамическая нагрузка и как ее можно создать, хотя измерять на автомобильных весах, вроде как, должны только статическую нагрузку. Точность бортовых самописцев ГЛОНАСС не та, чтобы можно было доказать факт торможения или притормаживания фуры в течение 1-2 секунд, результаты калькуляторов нагрузки на ось, имеющихся в сети, не документ, да и считают они статическую нагрузку при определенных условиях загрузки.  И что же делать грузоперевозчикам? Обращаться к специалистам.

Но решит ли простой расчет статической нагрузки на ось проблему в суде или в ГИБДД? Опыт показал, что решит, если исследовать весь технически возможный диапазон значений статических нагрузок на оси. За его пределами может быть только динамика, но она – вне закона. Система автоматизированного весогабаритного контроля должна измерять только статику.

Договор аренды транспортного средства

В деле, по которому обратилась компания «Транстерминал» из Уфы, зафиксированная автоматизированной системой нагрузка на переднюю ось тягача VOLVO FH-TRUCK 4X2 составила 11.43 т при предельно допустимой 9 т. Было решено провести исследование возможной нагрузки на оси тягача по следующему алгоритму:

  • установить расположение центра тяжести пустого полуприцепа;
  • установить нагрузки на оси полуприцепа и сцепное устройство равномерно загруженного полуприцепа;
  • установить фактическое смещение центра тяжести груза, полагая, что автоматизированная система правильно измерила нагрузки на оси полуприцепа;
  • установить нагрузки на оси полуприцепа и на сцепное устройство при фактическом смещении центра тяжести груза.

Что это дает юристу, оспаривающему протокол? На взгляд специалиста, многое. Это отсекает возможные возражения о том, что вы распределили груз равномерно «на глаз», или о том, что в пути груз мог сместиться. То есть итогом расчета по приведенному выше алгоритму является фактическая нагрузка на седло тягача в момент измерения и на основании акта измерения. Конечно же, возражения против этого уже неуместны, хотя в нашем суде всё бывает, могут, и успешно, даже Ньютону возражать.

Теперь настает очередь тягача. На сайте изготовителя имеются данные об отношении нагрузки на заднюю ось к массе тягача, которое назовем коэффициентом нагрузки. Для модельного ряда седельных тягачей VOLVO FH-TRUCK 4X2 этот коэффициент составляет около k=0.27 (здесь для Volvo FH 2013 года – 0.287). Отсюда, с учетом фактической нагрузки на седло, из расчета следует, что статическая нагрузка на переднюю ось была 7.7 т, на заднюю – 9.6 т.

Превышение нагрузки на ось при перевозке песка, щебня, гравия, ГПС

Технически возможное перераспределение веса тягача между его передней и задней осями при той же нагрузке на седло может быть установлено варьированием значением коэффициента нагрузки на оси в пределах от k=0, что соответствует полному распределению собственной массы тягача на свою переднюю ось и собственной нулевой нагрузке на заднюю ось (центр тяжести тягача находится на передней оси), до k=0.5, когда собственная масса тягача поровну распределяется между его осями (центр тяжести тягача находится посередине между осями). Оба случая являются крайними, первый из них возникает перед опрокидыванием тягача вперед, а второй технически недостижим из-за локализации более тяжелых двигателя и кабины у передней оси.

Повторяем расчеты нагрузок на оси тягача для значений коэффициента нагрузки от 0 до 0.5 с интервалом 0.05 (для солидности, хотя достаточно определить каждый график в 2-х точках). Результат расчетов показан на графике, где ось Х – это коэффициент k, а ось Y – нагрузка в тоннах. Красным цветом показана нагрузка на переднюю ось тягача, синим – на заднюю ось тягача.

Итог – нагрузка на переднюю ось тягача не может превышать 9.9 т, даже если вся собственная масса тягача распределяется на его переднюю ось. При этом нагрузка на заднюю ось тягача составляет не менее 7 т.

отменить штраф за перегруз белгород.jpg

Что это дает юристу, оспаривающему протокол? А то, что сразу отсекает возможные возражения о том, что какие-либо ремонтные воздействия на тягач, или его заправка, или что-то ещё могли изменить распределение массы тягача на оси, или о том, что данные с сайта изготовителя могут отличаться от фактического распределения массы. Что бы ни придумали возражающие, исследован полный технически возможный диапазон нагрузки на оси тягача с учетом фактической нагрузки на седло тягача в момент измерения.

А вот теперь переходим в наступление. Согласно акту  измерения нагрузка на переднюю ось составляла 11. 43 т (или на 1.

53 т больше технически возможной наибольшей нагрузки 9. 9 т), на заднюю ось – 6. 61 т (или на 0.

перегруз оспорить штраф.jpg

39 т меньше технически возможной наименьшей нагрузки). Вот это и есть влияние неких факторов по неизвестной специалисту причине.

Это могло произойти при условиях неисправности весового оборудования, либо по причинам, вызывающим дополнительную динамическую нагрузку на оси транспортного средства (нарушение геометрии дороги в виде наличия недопустимых продольного или поперечного уклона, наличие неровностей поверхности дороги или ее повреждений, технологических швов и т.п., недостаточная жесткость покрытия при высокой температуре и пр., или организация дорожного движения, вынуждающая водителей тормозить перед въездом на весовой комплекс).

Намерили бы 9.9 т на переднюю ось, возражать было бы труднее, но можно, так как разрешенные 9 т (см. график) соответствуют значению k=0.12, или нагрузке на переднюю ось пустого тягача 88% его массы. А это легко проверить взвешиванием этого самого тягача.

Судебная практика при перегрузе грузового автомобиля

Юридический результат такого заключения – отмена протокола самим МВД, в чем, конечно, и немалая заслуга юриста компании-грузоперевозчика.

1296 юристов сейчас на сайте

Здравствуйте! Ситуация такая, мой муж работал по договору дальнобойщиком. Взяв очередной груз от одной из контор, которая не правильно произвела погрузку ТС, на весовой обнаружился перегруз автомобиля по оси. Естественно выписали штраф водителю и организации-погрузчику. Теперь эта фирма отказывается выплачивать ЗП, ссылаясь на этот штраф, мол ЗП пойдёт в пользу погашения этого долга (а это более 200 тыс. руб) Если это не законно, подскажите с какой статьёй конституции РФ их можно ознакомить, чтобы выбить из них честно заработанные деньги.

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (1)Здравствуйте, Галина!

Вы спрашиваете: «Может ли фирма повесить весь штраф за перегруз автомобиля на водителя?»Нет, не может. Каждый нарушитель должен сам отвечать за содеянное. Ответственность за нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов предусмотрена ст. 12.21.1. КоАП РФ. В описанном Вами случае ответственность по ч. 3 названной статьи, которая для водителя предусматривает административный штраф от полутора до двух тысяч рублей, а для юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей. Ответственность одного лица не может быть переложена на другое. Это аксиома — истина, не требующая доказательств.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

перегруз по осям

Вина Вашего мужа, как водителя транспортного средства, в том что он не проконтролировал возможность перегруза автомобиля и согласился перевезти этот груз; вина представителей фирмы в том, что именно они допустили перегруз автомобиля и и позволили его перевозить. Потому каждый должен отвечать по закону за свое деяние.

Стремясь получить как можно больше выгоды от каждого рейса, все большее число водителей и владельцев грузовых транспортных средств решаются на перегрузку своего автомобиля.

В последнее время государство принимает все больше мер по предотвращению перегрузов. Обусловлено это тем, что из-за значительного превышения допустимой массы грузов, быстрее портится дорожное покрытие и существенно увеличивается общественная опасность авто.

Чтобы выявить нарушителя правил дорожного движения, на многих автомагистралях установлены специальные автоматические комплексы весового контроля. Такие устройства позволяют сотрудникам ГИБДД и Федеральной службе контроля в сфере транспорта отслеживать автомобили, масса которых значительно превышает допустимые по закону пределы.

Что такое перегруз

Перегруз определяется массой транспортного средства, которая создает нагрузку на дорожное полотно колесами оси. В свою очередь, масса транспорта складывается из нагрузки на переднюю и заднюю оси автомобиля. На государственном уровне вопрос об увеличении ответственности за превышение допустимого количества груза для авто поднимается постоянно. Во многом это обусловлено тем, что большой перегруз становится причиной быстрого разрушения дорожного покрытия.

Кроме того, большое количество груза опасно и для самого водителя транспортного средства. Даже хорошо закрепленный груз увеличивает тормозной путь автомобиля, который у грузовых транспортов и так достаточно большой. Перегруз может сыграть злую шутку и на поворотах – в практике есть много случаев, когда авто просто переворачивалось из-за тяжести груза.

Водитель транспортного средства может быть привлечен к ответственности за перегруз в соответствии с требованиями пункта 23. 1 Правил дорожного движения. Также автомобилист может быть оштрафован, если он не соблюдает ограничения, установленные специальными знаками 3.

12. Такие знаки предназначены для указания, какой максимальный вес груза может быть провезен на определенном участке дороги.

Весенние ограничения по допустимым нагрузкам

Для безопасности водителя, груз не должен мешать его обзору, загораживать различные световые приборы. Важно закреплять груз при перевозке, так как это позволит улучшить устойчивость транспортного средства во время движения. Чтобы перевозить некоторые опасные или крупногабаритные грузы, автомобилисту может потребоваться дополнительное разрешение.

Сотрудник ГИБДД не может самостоятельно измерить вес автомобиля. Для этого есть специальные контрольно-пропускные пункты, на который установлены специальные автоматизированные устройства. Измерение массы транспортного средства производится двумя способами:

  1. Статический, при котором машина должна полностью остановиться.
  2. Динамический, при котором вес машины измеряется во время ее движения. При этом скорость транспортного средства не должна превышать 5 километров в час. Как правило, такие пункты располагаются при въезде в города.

[custom_ads_shortcode1]

Кто несет ответственность за перегруз автомобиля

В соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях, ответственность за превышение предприятием-изготовителем максимальной величины перевозимого груза лежит на водителе, должностном лице, которое отвечает за перевозку груза и на организации, оказывающей услуги по перевозке.

[custom_ads_shortcode2]

Ответственность за перегруз автомобиля по осям

Размер ответственности за перегруз транспортного средства варьируется в зависимости от процентного соотношения такого груза к установленной производителем норме.

  1. Если перегруз не превышает 10 процентов от нормы, водитель наказывается штрафом в размере 1-1,5 тысяч рублей, должностному лицу придется заплатить 10-15 тысяч рублей, а организации-перевозчику будет выписан штраф на 100-150 тысяч рублей.
  2. Если груз превышает допустимую величину на 10-520 процентов, водитель будет должен уплатить штраф размером 3-4 тысячи рублей, должностное лицо – 25-30 тысяч, а организация – 250-300 тысяч рублей.
  3. В том случае, когда перегруз не превышает 50 процентов, штраф увеличивается до 5-10 тысяч для автомобилиста (может быть вместо штрафа лишен водительских прав), для должностного лица – 35-40 тысяч, а для организации, осуществляющей перевозку до 350-400 тысяч рублей.
  4. Если же перегруз автомобиля превышает 50 процентов от установленных производителем величин, водитель может быть лишен своих прав или будет должен заплатить штраф размером 7-10 тысяч рублей, должностное лицо выплатит 45-50 тысяч, а организация – 400-500 тысяч.

[custom_ads_shortcode3]

Ответственность за перегруз для индивидуального предпринимателя

В соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях, индивидуальные предприниматели несут ответственность за перегруз автомобиля наравне с юридическими лицами. По последним изменениям ответственность несет не только грузоперевозчик, но и отправитель груза.

В зависимости от степени превышения допустимых компанией-производителем норм, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлекается к ответственности в виде штрафа, размер которого варьируется от 250 до 400 рублей.

[custom_ads_shortcode1]

Ответственность за неправильные данные в документах

Чтобы сэкономить перевозке груза, отправитель может указать в маршрутном листе или накладной недостоверные сведения. Как правило, отправители подделывают следующую информацию:

  1. Масса груза.
  2. Его габариты.
  3. Дате и сроке действия разрешения, если речь идет о специальном грузе.

За такое нарушение требований законодательства юридическое лицо привлекается к ответственности в виде штрафа размером в 250-400 тысяч рублей. Автомобилист также будет должен выплатить штраф размером от 1,5 до 5 тысяч рублей. Помимо этого, он может быть лишен своего водительского удостоверения, а авто может быть отправлено на штрафстоянку, что влечет за собой дополнительные расходы.

[custom_ads_shortcode2]

Арендатор и арендодатель: кто из них платит штраф

В соответствии с требованиями законодательства, ответственность должна быть наложена на лицо, которое виновно в совершении правонарушения. Если автомобиль был сдан в аренду и его коммерческое использование осуществляет арендатор, вся ответственность лежит именно на нем.

По договору аренды, арендодатель не может указывать арендатору, как правильно следует распоряжаться имуществом. Соответственно, он не может быть привлечен к административной ответственности за перегруз авто.

[custom_ads_shortcode3]

Перегруз легкового автомобиля

В Кодексе об административных правонарушениях содержится требование относительно недопустимости перегруза грузового автомобиля. Большинство автомобилистом считают, что если данный нормативный правовой акт не содержит ни одного намека на то, что перегруз легкового автомобиля запрещен.

Однако не стоит думать, что сотрудники дорожной инспекции при остановке перегруженного легкового автомобиля не смогу найти, за что водитель может быть привлечен к ответственности. В особенности, когда речь идет о перегрузке авто пассажирами.

При загрузке легкового авто сверх установленной производителем нормы, страдают его амортизаторы, рамы и лонжероны. Соответственно, автомобиль становится очень не устойчивым на дороге, что может стать причиной ДТП. При резком торможении транспорта, водитель может потерять управление, и тогда неприятных последствий не избежать.

Если легковое авто по каким-либо причинам перегружено, лучше всего не превышать скорость в 50 километров в час и двигаться по первой полосе. В таком случае шанс, что машина будет остановлена сотрудниками ГИБДД, минимален.

При остановке автомобиля сотрудниками дорожной инспекции, они не смогут выписать штраф за перегруз, так как требование этой статьи не распространяется на легковые авто. Однако есть несколько сопряженных нарушений, которые могут быть применены в такой ситуации.

Одно из самых распространенных – нарушение правил перевозки пассажиров. В соответствии с требованиями правил дорожного движения, в автомобиле может перевозиться столько пассажиров, сколько предусмотрено комплектацией транспортного средства.

К примеру, перевозка четырех пассажиров в четырехместном авто запрещена, так как в комплектации авто есть всего четыре ремня безопасности (1 для водителя и 3 для пассажиров). При остановке автомобиля сотрудниками ГИБДД автомобилист может быть привлечен к нескольким видам ответственности:

  1. Каждый не пристегнутый пассажир может обернуться штрафом в размере 1 тысячи рублей.
  2. Нарушение правил перевозки пассажиров – штраф в размере 500 рублей.

В некоторых случаях водителям удается избежать ответственности и им выписывается только предупреждение. FacebookTwitterВконтактеGoogle+

  • Информация на сайте может быть не полной, т.к. законодательство регулярно меняется, вносятся поправки в законы.
  • В каждом отдельном случае могут быть особые условия.
  • Именно по этой причине обратитесь за консультацией бесплатно к нашим экспертам, мы выслушаем и окажем помощь в решении вашей проблемы! Задавайте вопрос сейчас!

Источники:

Вам также может понравиться