Разрешен ли обгон на перекрестке

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про ДТП при обгоне на перекрестке, которое, как показывает практика, является достаточно распространенным.

Важной особенностью этого типа ДТП является тот факт, что сотрудники ГИБДД не имеют четкой позиции по поводу того, кого из водителей выбрать виновником ситуации. Поэтому на практике в случае столкновения автомобилей на перекрестке во время обгона, виновником назначают то одного, то другого водителя. Несколько таких ДТП недавно рассматривались в разделе дорожно-транспортные происшествия форума pddclub.ru.

В этой статье будут рассмотрены несколько вариантов ДТП при обгоне на перекрестке. В каждой из ситуаций будут приведены пункты правил, нарушенные каждым из водителей, а также будут рассмотрены дополнительные штрафы, которые будут наложены на каждого из водителей.

ДТП на перекрестке, где разрешен обгон (обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге)

Для начала давайте вспомним, в каких случаях разрешается выполнять обгон на перекрестке. Поможет нам в этом пункт 11.4 ПДД:

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Таким образом, рассмотрим обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге:

Изображение знака

В данном случае синий автомобиль выполняет поворот налево, а черный автомобиль выполняет разрешенный обгон синего на перекрестке. Кто же виноват в описанной ситуации?

К данной ситуации относятся следующие пункты ПДД:

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Изображение знака

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;следующее за ним транспортное средство начало обгон;

по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу. Пункт 8.1 относится к водителю синего автомобиля, а пункт 11.2 к водителю черного.

Так вот, если во время обгона на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге произойдет ДТП, то теоретически в нем могут быть виноваты оба водителя, т. к. синий создал помеху другому участнику движения (пункт 8.

Изображение знака

1), а черный выполнял обгон автомобиля, который подал сигнал поворота налево (пункт 11. 2).

Однако в описанной ситуации обычно назначают виновным одного из водителей и вот по каким причинам: 1. Водитель синего автомобиля вообще не подает сигнал поворота или включает его только после того, как черный уже начинает обгон. В этом случае виноват только синий.

2. Водитель синего автомобиля включает сигнал левого поворота заблаговременно, но несмотря на это водитель черного автомобиля начинает обгон. В этом случае виновным могут назначить только черного.

Главная дорога меняет направление направо

Как видите, в основном все зависит от действий водителя синего автомобиля. Поэтому запомните, что при повороте налево, во-первых, следует заблаговременно включать сигнал поворота, а во-вторых, непосредственно перед маневром смотреть в левое зеркало заднего вида.

Также хочу обратить внимание, что эти меры предосторожности нужно соблюдать при любом повороте налево, независимо от того, едите Вы по главной дороге или второстепенной, по регулируемому перекрестку или по нерегулируемому, поворачиваете на перекрестке или вне него. И после рассмотрения следующих ситуаций Вы поймете, почему.

Приведу дополнительные наказания, которые будут наложены на водителей автомобилей в вышеописанной ситуации: 1. Водитель синего автомобиля отделается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей (статья 12.14 пункт 11).

5 Звезд

2. Что касается водителя черного автомобиля, то за нарушение пункта 11. 2 ПДД наказания в настоящее время не предусмотрено.

3. Говоря об оплате ремонта автомобилей, попавших в ДТП, следует заметить, что платить за него будут оба водителя. Конкретные пропорции определит судья.

[custom_ads_shortcode1]

ДТП на перекрестке, где запрещен обгон

Давайте рассмотрим ДТП на перекрестке, где запрещен обгон: В данном случае автомобили движутся по второстепенной дороге, поэтому кроме приведенного выше пункта 11.2 водитель черного автомобиля нарушает и требования пункта 11.4:

4 Звезды

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

За нарушение этого пункта водитель черного автомобиля будет лишен прав. Тем не менее виновным в ДТП также могут признать и водителя синего автомобиля (пункт 8.1 ПДД). Еще раз подчеркиваю, что даже при движении по второстепенной дороге следует смотреть в зеркала заднего вида перед поворотом налево.

Еще одна ситуация:

Водитель черного автомобиля выполняет обгон на перекрестке при движении по четырехполосной дороге. В данном случае он дополнительно нарушает пункт 9.2 ПДД, за что и будет лишен водительских прав на 4-6 месяцев. Однако как и в предыдущих случаях, вину могут разделить между водителями.

Отмечу, что в любом случае ДТП, в котором один из автомобилей поворачивает, а другой выполняет обгон, ситуация довольно скользкая. Виноватым в нем могут признать как любого из водителей по-отдельности, так и обоих одновременно. Поэтому рекомендую в случае возникновения подобной ситуации пользоваться услугами грамотного адвоката.

Удачи на дорогах!

Дорожный знак 2.1 Главная дорога

None Пункт 11.4 Правил дорожного движения гласит:11.4 Обгон запрещён: на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной.

Первая часть интуитивно понятна – обгон запрещён на светофорных перекрестках или при наличии регулировщика. То же касается и случаев перекрестка автомобильной и железной дороги. А вот со второй частью надо разобраться внимательнее.

Вот яркий пример. Две главные улицы в городе проживания автора соединяет перемычка. В нескольких метрах от них находится регулируемый перекресток. Поэтому в данных условиях обгон запрещён в любом направлении, так как это создает риск аварийной ситуации – автомобиль при обгоне может столкнуться со встречным авто в слепой зоне.

[custom_ads_shortcode2]

Ещё немного примеров

Обгон запрещён при пересечении главной дороги второстепенной улицей. Такая ситуация характерна для заторов в часы пиковых периодов, когда автомобили движутся вплотную и водители часто об этом правиле забывают. Исключением становятся дороги с выделенными полосами для поворота.

Нельзя обгонять также не перекрёстке равнозначных дорог. Ситуация характерна для второстепенных дорог небольших городов. Также это касается главных улиц небольших городов со множеством малозначимых отклонений. Любой из них равнозначен, а значит и обгон на них неправомерный.

Запрет на обгон на регулируемом перекрёстке вызван отсутствием понятий главная и второстепенная дорога по известной модели. То есть правило аналогично равнозначным перекресткам.

[custom_ads_shortcode3]

Дороги с железнодорожным переездом в придачу

В городе автора есть ещё один сложный перекресток. Центральную дорогу пересекает небольшая улица. Перед съездом на главную дорогу с этой улицы по направлению к выезду из города находится железнодорожный переезд с дежурным. С другой же стороны по направлению в центр находится автозаправочная станция.

Согласно действующей редакции правил, приоритет имеют автомобили, которые выезжают на центральную магистраль с небольшой улицы по направлению из города, а также встречный поток транспорта, которые едут дальнейшим маршрутом вдоль железнодорожной ветки или в центр города. Поток из центра в направлении выезда из города должен пропустить автомобили обоих указанных выше потоков.

Обгон здесь запрещён из-за наличия железнодорожного переезда и риска возникновения слепой зоны. Также на параллельной путям улице четко обозначен пешеходный переход, который является дополнительным препятствием для совершения обгона.

[custom_ads_shortcode1]

Обгон на перекрёстке с несколькими пешеходными переходами

Если в зоне перекрестка, расположены один или несколько пешеходных переходов, о чем было сказано выше – запрещёны маневры опережения или объезда категорически. Водители, которые движутся в одном направлении, не имеют права так поступать. При обгоне мозг должен реагировать с десятикратным ускорением, чего не удается добиться даже шоферам с профессиональным кодом. Приоритет отдают пешеходам, особенно тем, кто спешит на ближайшую остановку общественного транспорта.

[custom_ads_shortcode2]

Когда обгон разрешён

Из всех вышеописанных ситуаций напрашивается вывод – обгон разрешён только на главной дороге при отсутствии пешеходных переходов, переездов через пути железных магистралей или запрещающего знака. Правило не распространяется на машины, которые выезжают на главную дорогу со второстепенной. Приоритет в любом случае за магистралью. Стремясь выехать из-за поворота и обогнать сразу идущий по шоссе транспорт, горе-водители создают аварийные ситуации – в спешке они могут не заметить авто, начавшее обгон или приближается к развилке с противоположного направления.

Перекресток

Разрешается обгон и на круговом перекрёстке. Установка светофоров здесь не предусмотрена, а значит, он относится к разряду нерегулируемых. Круг здесь – главная дорога, а съезды с него – второстепенные.

Повышенный приоритет с правом обгона закреплён за автомобилями экстренных служб. Водители обязаны уступить дорогу транспортному средству с активированными проблесковыми маячками. Исключение – железнодорожные переезды, если поезд уже показался в зоне видимости транспортных средств.

[custom_ads_shortcode3]

Двоякие ситуации

Не всегда ситуации с обгоном можно трактовать однозначно. Ниже рассмотрим спорные вопросы обгона на перекрестках. Как быть, если предусмотрено трехрядное движение или главная дорога после перекрестка уклоняется в сторону? Разберёмся подробнее.

[custom_ads_shortcode1]

Трехрядное движение

Здесь возможно несколько вариантов развития ситуации.

Здесь два ряда предназначены для попутных потоков, а между второй и третьей полосами дороги проходит встречная разделительная полоса. Узнать, в каком направлении движутся автомобили помогут знаки 5.16 «Направление движения по полосам». Обгон разрешён лишь при попутном движении автомобильных потоков. При отсутствии дорожной разметки обгон автомобилями в противоположном основному направлению движения возможен лишь после оценки безопасности маневров.

Также возможна ситуация, когда полосы условно разделены. К примеру, прямо движется только центральная полоса, а боковые предназначены для поворотов, о чем свидетельствуют стрелки на дороге. Здесь обогнать точно не получится, так как встречные или попутные автомобилисты просто не ожидают такого маневра.

[custom_ads_shortcode2]

Если главная дорога меняет свой курс

Участники дорожного движения должны принимать во внимание равнозначность дорог независимо от ситуации. Таким образом обгон или опережение запрещён.

[custom_ads_shortcode3]

Санкции

За несоблюдение правил выполнения обгона на перекрестках наступает ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях. В ряде случаев меры могут усилиться за счет отягчающих обстоятельств – любая степень опьянения, агрессивные действия или человеческие жертвы.

Базовый штраф – это 5000 рублей за выезд на встречную полосу на перекрёстке. При повторном нарушении сотрудник ГИБДД имеет право ходатайствовать о лишении прав минимум на полгода. Дополнительно может наступить ответственность за:

Наказание за нарушение правил

  • несоблюдение боковой или прямой безопасной дистанции между транспортными средствами – 1500 рублей;
  • нарушение проследования кругового перекрестка;
  • непредоставление приоритета;
  • обгон на пешеходном переходе и т. п.

Иногда наступает и уголовная ответственность. Это происходит после ДТП из-за нарушений правил обгона. В таком случае водителю грозит заключение или исправительные работы за оставление места ДТП, неоказание медицинской помощи пострадавшим, причинение вреда здоровью и даже за непредумышленное убийство, отказ от медицинского освидетельствования. К тому же, водителю грозит лишение прав на длительный срок по совокупности обвинений.

[custom_ads_shortcode1]

Напутствие шоферу

«Не думай о секундах свысока» – это не просто цитата из бессмертной песни, но и повод задуматься. Совершив неправильный обгон на перекрёстке, вы может и выиграете несколько секунд, но при этом рискуете потерять свободу. И помните – слава покорителя очередной вершины гораздо лучше и приятнее попадания в сводки ГИБДД и телевизионных обзоров происшествий.

2 Звезды

Зачастую не только новенькие водители, но и те, кто имеют огромный стаж вождения, попросту не могут дать точного ответа на вопрос о том, разрешается ли делать обгон на перекрестке, а если возможно, то в каких случаях. Следует понимать, что достаточно большое количество ситуаций, связанных с перекрестками и объездом, с легкостью может закончиться аварией с большими последствиями из-за тяжелой инерции. Именно поэтому существует множество нюансов, которые регулируют перекрестки и правила проезда по ним, чтобы сделать эту зону максимально безопасной.

[custom_ads_shortcode2]

Обгон на перекрестках по ПДД

В ПДД существует всего один пункт, четко регулирующий ситуацию обгона. Заключен он в статье 11 п.4, гласящей «что обгон полностью запрещен на всех перекрестках, и на регулируемых, и на нерегулируемых перекрестках, на которых машина двигается по второстепенной дороге». Казалось бы, ситуация исчерпана, обгон запрещен, однако как любое российское законодательство, ПДД имеет свой ряд подводных камней.

Официально все перекрестки можно разделить на 2 группы:

Изображение знака

  • регулируемые;
  • нерегулируемые.

Однако при этом нерегулируемые также подразделяются на главные и второстепенные. А на регулируемых, знаки приоритета вообще не имеют какой-либо роли. Такое маленькое правило просто не рассматривает всех нюансов.

До 2010 года в ПДД не было четкого разграничения слов обгон и опережение, только после было четко поставлено значение обгона, как опережения любого впереди идущего транспортного средства, связанного с выездом на встречную полосу, а затем возвратом обратно. Это сделало опережение, то есть обгон другой машины по своей полосе совершенно законным даже на развилках.

С 2018 года в правилах появилось небольшое дополнение, которое полностью запрещает объезд в местах, где установлен на перекрестках пешеходный переход, даже если на момент проезда на нем не имеется ни одного пешехода. Следует четко знать все правила, чтобы ориентироваться по ситуации, поскольку риск аварии весьма велик, особенно в зоне развилок, куда ежегодно приходится самый большой процент аварийных ситуаций.

[custom_ads_shortcode3]

Разрешен ли обгон по главной на нерегулируемом перекрестке?

Данная ситуация по российскому праву вполне разрешена, поскольку соблюдены 2 условия:

  • дорога абсолютно не регулируется светофором или регулировщиком:
  • водитель едет только по главной дороге.

Однако здесь также существует достаточно много нюансов. Первым делом то, что такие развилки практически невозможно найти в населенных местностях, поэтому подходит только для водителей, проезжающим за границами мест поселения. При этом если перед ним имеется сплошная разметка, то пересекать ее вообще запрещено.

Еще один вопрос, на который обязательно следует обратить внимание водителю, это возможность главной дороги поменять свое направление. При подобной ситуации объезд запрещен, а приоритет всегда будет иметь водитель, едущий справа. Любое нарушение правила может привести к ПДД, особенно если попытаться вырваться вперед.

[custom_ads_shortcode1]

Правила обгона на регулируемых перекрестках

На самом деле, в таком вопросе все однозначно – объезд полностью запрещен. На подобных перекрестках всегда есть светофор или сотрудник ГИБДД, регулирующий движение. При этом подобные дороги не делятся на главные или второстепенные.

Изображение знака

Сама по себе регулировка на развилках помогает понизить интенсивность движения машин для возможности пешеходов свободно и безопасно проходить через дорогу. Помогают они также водителям, поэтому любой обгон на подобной местности будет считаться слишком опасным маневром, который может привести не только к аварии между машинами, но и к сбитым пешеходам.

Внимание! Однако в основном о подобном вопросе в городах даже не приходится волноваться, поскольку интенсивность движения настолько велика, что встречные полосы остаются свободными достаточно редко, поэтому даже при желании у водителя не будет возможности совершения маневра, который совершенно запрещен законодательством.

Узнайте также, какая ответственность при наезде на пешехода накладывается на водителя, и как смягчить приговор.

None О резидентном разрешении на парковку: http://avto-femida.ru/driver/useful/razreshenie-na-parkovku.html.

[custom_ads_shortcode2]

На развилке в населенном пункте ДТП – совершать ли обгон через сплошную?

По всем правилам, установленным для безопасного вождения, обгон через сплошную линию полностью запрещается. Тут не имеет значения ни приоритетность дорог, не другие нюансы. Именно поэтому достаточно часто в населенных пунктах перед перекрестками наносится сплошная разметка.

Стандартно ее индекс 1. 1 – если водитель видит ее, то она служит своеобразным дополнительным сигналом, помогающим понять, что какие- либо маневры на участке не будут разрешены официально и приводят к штрафу.

Не пытайтесь делать обгон в городах или других населенных пунктов, поскольку из-за количества дополнительных правил получить штраф возможно даже если были соблюдены все правила ПДД, но предварительно не был подан сигнал. Перекрестки в городе являются регулируемыми, поэтому маневры на них незаконны. Единственная возможность для водителя воспользоваться подобным правилом заключается в местах, где нет никаких людей, то есть за пределами населенных пунктов.

Статистика аварийности на подобных участках дороги высока, поскольку водители из-за незнания правил попросту нарушают их, постоянно меняя скорость или просто не показывая сигналы поворотов. Маневры на дороге, особенно опасные, с легкостью создают аварию, в ситуации, если за рулем сидит новичок. А если он еще и пытается обогнать другую машину, то ситуация становится сложной.

Поэтому сотрудники ГИБДД как штраф применяют норму не объезда с ошибкой, а выезд на встречную полосу. Стоить маневр будет уже не 500-1000 рублей, а 5 тысяч. Временами это приводит к полному лишению прав.

Причем стоит понимать, что такое наказание будет только для тех, кто нарушил правила, но при этом не попал в аварию и не создал аварийного положения. С каждым годом в стране в дорожно-транспортных происшествиях умирает большое количество людей, причем большинство на развилках, а не на ровной дороге.

В каких случаях разрешен обгон, подскажут видео-правила дорожного движения:

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления
по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте,
Одноклассниках, Твиттере или Google Plus.
Получайте обновления прямо на электронную почту:  Расскажите друзьям! Поделитесь статьей своим френдам в любимой социальной сети

с помощью кнопок на панели.

Обгон – это маневр, к выполнению которого водители прибегают очень часто. Он характеризуется высокой опасностью, регламентируется многочисленными правилами, которые нужно знать и соблюдать. При нарушении инспектора ГИБДД могут выписать штраф, достигающий 5000 рублей либо лишить водительского удостоверения на срок от 1 до 12 месяцев. И прежде, чем говорить о том, разрешен ли обгон на нерегулируемых перекрестках, изучим основные моменты.

[custom_ads_shortcode3]

Основные определения и правила обгона

Обгон – это маневр, связанный с опережением ТС, движущегося в том же направлении, подразумевающий выезд на линию встречного движения и последующее возвращение на ранее занимаемую полосу. Прежде, чем выполнять такой маневр, нужно сделать следующее:

  • убедиться в том, что свободного места достаточно для безопасного маневрирования;
  • получить уверенность в том, что на встречной полосе нет автомобилей, которые могли бы препятствовать безопасному выполнению обгона;
  • убедиться в том, что автомобили, движущиеся впереди и позади вас, не подают сигналы о начале обгона;
  • посмотреть на разметку и дорожные знаки. Они должны разрешать запланированное действие.
  • Все случаи, связанные с обгоном, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Только в этой ситуации можно начинать маневрирование. Если созданы не все условия для безопасного маневра, выполнять его не стоит.

[custom_ads_shortcode1]

Когда обгонять на перекрестке нельзя

Перекресток сам по себе является участком дороги с повышенной опасностью, именно здесь чаще всего случаются ДТП, даже при условии наличия светофоров, разметки и дорожных знаков. Но все же некоторые водители рискуют выполнять обгон, опережая медленно передвигающиеся попутные транспортные средства.

Изображение знака

Рассмотрим ситуации, когда обгонять на перекрестке категорически запрещается:

  • перекресток нерегулируемый и пересекающиеся дороги имеют равнозначную степень важности. Здесь нет ни главной, ни второстепенной. Тут следует быть предельно внимательным, контролируя особенности движения других транспортных средств. Обгонять на таком участке дороги нельзя;
  • выезд на нерегулируемый перекресток со второстепенной дороги. Здесь действует категорический запрет на рассматриваемый маневр, и он характеризуется высокой опасностью;
  • перекресток регулируемый. Всем, кто интересуется, разрешен ли обгон на регулируемых перекрестках, следует знать, что он категорически запрещается во всех ситуациях без исключения. Здесь нет ни главной, ни второстепенной дороги. Решая обогнать впереди идущий транспорт, водитель совершает очень грубое нарушение ПДД.

Важно! Нерегулируемые перекрестки не оснащены светофорами. Правила передвижения по ним определяются дорожными знаками и разметкой. Здесь установлены знаки, указывающие на главную и второстепенную дороги, ограничения по скорости и другие значимые моменты.

[custom_ads_shortcode2]

В каком случае маневр на пересечении дорог не считается нарушением

Есть единственный случай, когда обогнать на перекрестке можно, не опасаясь наложения штрафа за нарушение правил ДД – это маневр, выполняемый на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге. Здесь можно осуществлять обгон тихоходного транспортного средства и легковых, грузовых автомобилей. В этой ситуации вероятность ДТП минимальна, потому как транспорт, движущийся по второстепенной дороге, должен пропускать все транспортные средства, которые едут по главной, и только тогда начинать движение.

Нужно помнить, что в соответствии с некоторыми трактовками правил дорожного движения обгон справа запрещен, хотя и по большей степени относится к опережению, ведь не предполагает выезда на полосу встречного движения. Поэтому, маневр совершается с левой стороны. В противном случае, представители ГИБДД могут оштрафовать за наезд на обочину или пешеходную дорожку, за нарушение правил расположения транспортных средств на дорожном полотне.

[custom_ads_shortcode3]

Чтобы избежать наказания, необходимо хорошо знать правила ДД, следить за изменениями в них

Важно понимать, что обгон – это маневр, сопровождающийся повышенной опасностью, поэтому он четко регламентируется в ПДД. При этом, сюда систематически вносят изменения, о которых должны знать водители. Незнание не освобождает от ответственности, и чтобы не получить штраф или не лишиться права управления автомобилем на срок до года, нужно регулярно пересматривать новые редакции правил.

Безусловно, в спорных ситуациях, когда водитель считает, что наказан за нарушение, которого не совершал, он может оспорить протокол ГИБДД в суде. Но, для этого должны быть веские основания и доказательства, позволяющие подтвердить его правоту. Также необходимо воспользоваться услугами квалифицированного автоюриста.

Движение через регулируемый перекресток в три ряда

В противной ситуации выиграть дело будет очень сложно, практически невозможно. Заявитель потратит время и деньги на судебный процесс, но желаемого результата так и не достигнет.

Источники:

Вам также может понравиться