Регулируемые и нерегулируемые перекрестки с трамвайными путями

Добрый день, уважаемый читатель.

В десятой статье серии «Правила проезда перекрестков» речь вновь пойдет о проезде перекрестков, на которых расположены трамвайные пути и организовано движение трамваев. В предшествующей статье речь шла о выборе правильного положения перед перекрестком, а также рассмотрены перекрестки, регулируемые регулировщиком. Сегодня речь пойдет о других вариантах перекрестков:

Напомню, что на перекрестках с трамвайными путями, как и на любых других, необходимо занять правильное положение на проезжей части. Причем в некоторых случаях автомобиль должен находиться прямо на трамвайных путях.

Трамвайные пути на перекрестке, регулируемом светофором

В данном случае проезд перекрестка регламентируется пунктом 13.6 правил дорожного движения:

Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

В большинстве случаев на перекрестках, регулируемых сигналами светофоров, преимущество имеют рельсовые транспортные средства, т.е. трамваи.

Единственное исключение из этого правила — ситуация, когда трамвай поворачивает под включенную в дополнительной секции зеленую стрелку одновременно с красным или желтым сигналом. В этом случае преимущество имеют водители автомобилей. Именно такая ситуация изображена на рисунке выше, где трамвай уступает дорогу синему и белому автомобилям.

Обратите внимание, если автомобиль и трамвай движутся с разных направлений (как на рисунке выше), то водитель машины не может определить, едет трамвай на зеленый сигнал в дополнительной секции или на обычный зеленый сигнал.

Если рассмотреть ситуацию с другой стороны и оценить последствия ДТП для водителя трамвая и водителя автомобиля, то становится очевидно, что водитель автомобиля всегда в проигрыше, т.к. автомобиль из-за своего малого веса получает значительные повреждения. Пример такого ДТП представлен на видео:

Единственный вывод, который можно сделать из всего вышесказанного — на перекрестках, регулируемых светофорами, следует всегда уступать дорогу трамваю, который начал движение.

[custom_ads_shortcode1]

Неравнозначный перекресток с трамвайными путями

Проезд нерегулируемых неравнозначных перекрестков с трамвайными путями описывается сразу несколькими пунктами правил дорожного движения. Для начала рассмотрим все указанные пункты:

На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.11. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

На основе приведенных пунктов можно сделать следующие выводы:

Если трамвай подъезжает к перекрестку по второстепенной дороге, а Ваш автомобиль по главной, то трамвай должен уступить дорогу автомобилю. Ситуация приведена на рисунке ниже, где трамвай уступает дорогу оранжевому автомобилю, находящемуся на главной.

Замечу, что водитель трамвая, которому вскружил голову огромный вес его транспортного средства, может и не захотеть уступать дорогу Вашему «малюсенькому автомобильчику». Так вот, в этом случае под трамвай лезть не следует, даже если Вы полностью уверены, что при последующем разборе ДТП правда будет на Вашей стороне.

2. Во всех ситуациях, кроме описанной выше, трамвай на неравнозначном перекрестке имеет преимущество перед автомобилями, поэтому ему следует уступить дорогу.

[custom_ads_shortcode2]

Равнозначный перекресток с трамвайными путями

При проезде нерегулируемых равнозначных перекрестков с трамвайными путями применяются пункты 13.11 и 13.11 правил дорожного движения:

Правила проезда нерегулируемых перекрестков.

На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.11. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

В данном случае водители автомобилей должны уступать дорогу абсолютно всем трамваям, с которыми пересекаются их траектории.

Обратите внимание, с 8 ноября 2017 года начал действовать пункт 13.111 ПДД, относящийся к равнозначным перекресткам с круговым движением. На таких перекрестках трамвай должен при въезде на перекресток уступить дорогу автомобилям, движущимся по кругу.

None Удачи на дорогах!

Продолжаем серию статей Проезд перекрестков и в этой статье рассмотрим, проезд перекрестков с трамвайными путями. Организация движения трамваев на перекрестках может быть самой различной: трамвайные пути могут проходить сбоку или посередине проезжей части, трамвайные пути могут пересекать только одну из дорог перекрестка, могут изменять свое направление на перекрестке. К тому же, перекрестки, по которым или рядом с которыми проходят трамвайные пути, могут быть самой различной конфигурации.

Необходимо помнить, что трамвай всегда имеет преимущество перед безрельсовым транспортом кроме трех случаев:

  • когда трамвай движется на стрелку, включенную в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора;
  • когда трамвай подъезжает к перекрестку по второстепенной дороге;
  • когда трамвай выезжает из депо.

None Как определить, какой перед вами перекресток – регулируемый или нет, обсуждалось раньше, в статье Проезд перекрестков. Алгоритм движения через перекресток.

[custom_ads_shortcode3]

Проезд регулируемого перекрестка с трамвайными путями

Когда сигнал светофора на перекрестке разрешает движение одновременно трамваю и безрельсовому ТС, а траектории их движения пересекаются, то трамвай имеет преимущество, независимо от направления своего движения (пункт ПДД). Например, при попутном с вами направлении, трамвай движется прямо, а вам на перекрестке нужно повернуть налево, через трамвайные пути – у трамвая преимущество. Или же трамвай поворачивает на перекрестке направо, а вам нужно прямо, через трамвайные пути – в этой ситуации преимущество также у трамвая.

Трамвай на регулируемом перекрестке всегда едет первым, кроме случая его движения на стрелку в дополнительной секции светофора, которая включена одновременно с красным или желтым сигналом.

Разъезжаясь с трамваями, следует обратить внимание на один момент. Когда вы движетесь попутно с трамваем, вы можете видеть, на какой сигнал трамвай начал движение — на основной или на стрелку, и легко сможете расставить приоритеты, т. е.

кто может проехать перекресток первым. А как быть, если трамвай движется со встречного вам направления, а вам нужно пересечь трамвайный путь? В таком случае вы не сможете сразу определить – он едет на стрелку или на основной сигнал.

К тому же, на это не будет времени. Выход из такой ситуации читайте ниже.

В статье Движение в потоке была затронута тема преимущества проезда. Так вот: преимущество проезда определяется не только формальным приоритетом (разрешающий сигнал и пр.), а еще гарантией отсутствия ДТП. Это касается абсолютно всех дорожных ситуаций, в том числе и с участием трамвая. Представьте, если столкнутся трамвай и автомобиль, кто будет в выигрыше – никто, но автомобиль пострадает больше.

Проезд перекрестка с круговым движением.

Поэтому, в подобных случаях, на регулируемом перекрестке, когда трамвай движется вам навстречу и ваши пути пересекаются, рекомендуется всегда уступать дорогу трамваю. Если у вас преимущество в движении, и вы при этом уступаете дорогу – вы не нарушаете Правила.

[custom_ads_shortcode1]

Проезд нерегулируемого перекрестка с трамвайными путями

Всякий раз, когда вы приближаетесь к нерегулируемому перекрестку необходимо точно определить на какой дороге вы находитесь: на главной или второстепенной. От этого зависит очередность проезда. Даже если перекресток регулируется светофором, водителю важно знать, где проходит главная дорога, а где второстепенная. Это нужно для того, что, если светофор вдруг неожиданно отключится – перекресток станет нерегулируемым, и очередность проезда уже будет определяться знаками приоритета.

Ранее, в статье Правила проезда нерегулируемых перекрестков, были рассмотрены общие правила, определяющие первоочередность проезда нерегулируемых перекрестков. Эти правила относятся ко всем транспортным средствам. В данной статье более подробно рассмотрим 2-й пункт: преимущество трамвая на нерегулируемом перекрестке.

Когда вам предстоит разъехаться с трамваем на нерегулируемом перекрестке и ваши траектории движения пересекаются, трамвай уступает вам дорогу только лишь в одном случае — когда приближается к перекрестку по второстепенной дороге, т.е. у него по движению будет стоять знак «Уступите дорогу». Во всех остальных случаях, в том числе на равнозначных перекрестках, трамвай имеет преимущество — он едет первым.

  • вы на главной дороге, трамвай на второстепенной дороге: у вас преимущество, трамвай уступает;
  • вы и трамвай на главной дороге: вы уступаете, трамвай едет первым;
  • вы на второстепенной дороге, трамвай на главной дороге: вы уступаете, трамвай едет первым;
  • вы и трамвай на второстепенной дороге: вы уступаете, трамвай едет первым;
  • вы и трамвай на равнозначном перекрестке: вы уступаете, трамвай едет первым;

Следует обратить внимание, что на равнозначном перекрестке правило «помеха справа» действует только при разъезде с безрельсовыми транспортными средствами. Трамвай может оказаться на равнозначном перекрестке с любой стороны и в любом случае вы обязаны уступить ему дорогу.

Теперь, так сказать, о рабочих моментах проезда перекрестка с трамвайными путями, а именно: когда можно заезжать на трамвайные пути (на рельсы), а когда этого делать нельзя. Предположим, вы едете по дороге, посередине которой проходят трамвайные пути, и подъезжаете к перекрестку, на котором вам нужно повернуть налево. На что следует обратить внимание в первую очередь?

В первую очередь нужно убедиться, что поворот налево в данном месте не запрещен ПДД.

Какие знаки запрещают поворот налево? Например, перед перекрестком может быть установлен знак «Движение только прямо» или «Движение прямо или направо». Над проезжей частью могут быть установлены знаки «Направления движения по полосам», «Направления движения по полосе» или дублирующая их разметка , которая запрещает поворот налево, а разрешает двигаться, например, только прямо. Может быть установлен знак «Поворот налево запрещен».

Когда на перекрестке запрещен только разворот, то выставляется соответствующий знак 3.19 «Разворот запрещен».

Если ничто не запрещает повернуть налево или развернуться, готовимся к выполнению маневра – занимаем крайнее левое положение на проезжей части. Далее нужно быть внимательным.

Согласно пунктам и ПДД, левый поворот и разворот на перекрестке должны выполняться с трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью. Для того чтобы повернуть налево или развернуться на перекрестке, сначала нужно заехать на попутные трамвайные рельсы и уже с них выполнить маневр. При этом нельзя создавать помех трамваю.

Но заехать на попутные рельсы можно и нужно только в том случае, если перед перекрестком нет знаков или . Если движение по полосам на перекрестке определено этими знаками, а они могут располагаться или над проезжей частью, или сбоку дороги, то заезжать на трамвайные пути запрещается, и маневр нужно выполнять непосредственно с проезжей части дороги, т.е. с левой полосы проезжей части вашего направления.

Поэтому, подъехав к перекрестку с трамвайными путями посередине, и собираясь повернуть налево или развернуться, в первую очередь смотрим на организацию движения по полосам на проезжей части и убеждаемся в том, что этот маневр разрешен ПДД. Если увидите вышеупомянутые знаки 5. 15.

1 или 5. 15. 2, которые разрешают повернуть налево,  то поворот налево или разворот выполняются с проезжей части, не заезжая на попутные рельсы.

[custom_ads_shortcode2]

Разворот на перекрестке на трамвайных путях

При выполнении разворота на перекрестке с трамвайными путями посередине дороги важно выбрать правильную траекторию разворота, чтобы не оказаться на полосе встречного движения. К тому же в том месте разворот не должен быть запрещен ПДД.

Трамвайные пути являются элементом дороги и в тех случаях, когда они выделены конструктивно, они формально могут выполнять роль разделительной полосы. На перекрестке эта формальная разделительная полоса прерывается, так как переходит в одну плоскость с остальной дорогой. Следовательно, от того как нанесена дорожная разметка или как трамвайные пути выделены на дороге, будет зависеть траектория разворота на перекрестке.

Если поворот налево и разворот разрешено выполнять непосредственно с трамвайных путей попутного направления, т.е. заехать на попутные рельсы разрешается, то развернуться можно сразу, как только выедете на пересечение проезжих частей.

Если же на трамвайные пути заехать нельзя – когда они отделены от проезжей части сплошной линией разметки или выделены конструктивно, т.е. приподняты над дорогой (на самом перекрестке рельсы переходят с проезжей частью в одну плоскость, чтобы по ним можно было проехать), то в этом случае траекторию разворота рекомендуется прокладывать за условным центром перекрестка, также как разворот на перекрестке с разделительной полосой без трамвайных путей.

В случае, если трамвайные пути лежат на пересекаемой дороге перекрестка, то линия разворота должна пройти ЗА трамвайными путями (пункт 9.1 (1)), в этой статье есть схема разворота.

Если нужно развернуться на перекрестке вдоль трамвайных путей, но вы не уверены в правильности выбранной траектории, разворачивайтесь ЗА условным центром перекрестка. При этом, в целях безопасности нужно контролировать ситуацию слева-сзади вашего автомобиля, чтобы вас во время разворота не подрезали с левой стороны.

Навигация по серии статей

В представленной публикации из цикла « Правила проезда перекрестков» предлагается ознакомиться с ПДД, имеющие отношение к пересечению перекрестков, на которых находятся трамвайные пути. В предыдущих статьях цикла говорилось о том, что трамвайные пути могут быть размещены на перекрестках совершенно произвольного типа: контролируемые светофором или регулировщиком, неуправляемые равнозначные, неконтролируемые с основной дорогой. В настоящей статье будет рассказываться о нормах проезда любого из перечисленных перекрестков с трамвайными путями. Одновременно стоит заметить, что при анализе перекрестков в данной публикации считается, что трамвай на них может осуществить какое угодно действие – повороты в левую и правую сторону, передвигаться по прямой. Совершает он их при перемещении с произвольного направления, другими словами трамвайные пути дают возможность это проделать. Если в действительности встречается перекресток, на котором рельсовые пути совмещают не все направления, то требования к проезду по нему всего лишь станут проще.Во второй половине этого цикла публикаций рассказывалось о том, как занять верное месторасположение на автомагистрали при приближении к произвольному перекрестку. Для перекрестков с путями для передвижения трамвая главные правила такого действия остаются. Но имеются незначительные особенности. Если в середине автомобильной дороги, по которой автомобиль приближается к перекрестку, находятся трамвайные пути, притом на одинаковой высоте с проезжей частью, то в определенных случаях водитель имеет право заехать на пути, а в отдельных приходится на них заезжать. В такой ситуации необходимо проанализировать пункты 8.5 и 9.6 ПДД. В пункте 8.5 говорится о том, что перед тем как повернуть в правую или левую сторону или развернуться водитель должен заранее занять соответственную крайнюю позицию на дороге, рассчитанной для передвижения в заданном направлении. Исключаются ситуации, когда выполняется поворот при въезде на перекресток, где задано круговое перемещение. Присутствие с левой стороны трамвайных путей сопутствующего направления, размещенных на одинаковой высоте с дорогой, разрешает поворачивать в левую сторону и разворачиваться с них, если знаками 5.15.1 и 5.15.2 или маркировкой 1.18 не требует другой режим передвижения. В то же самое время не следует образовывать преграду для трамвая.Пунктом 9.6 допускается передвижение по трамвайным путям сопутствующего направления, находящихся с левой стороны на одинаковом уровне с проезжей частью, когда загружены все полосы заданного направления, равно как при попытке объехать помеху или развернуться, обгоне, повороте в левую сторону, принимая во внимание пункт 8.5 ПДД. В то же самое время не следует образовывать преграду для трамвая. Съезжать на трамвайные пути противоположного направления не полагается. Когда перед перекрестком стоят знаки 5.15.1 или 5.15.2, перемещение по трамвайным путям через перекресток запрещено.Когда в середине автомобильной трассы, на одинаковом уровне с ней находятся трамвайные пути, то нужно непременно совершать поворот в левую сторону и разворачиваться прямо с трамвайных путей сопутствующего направления. В единственном случае это осуществлять запрещено. Это присутствие знаков 5.15.1 или 5.15.2. Если хоть один из таких знаков имеется, по крайней мере, на одной полосе при приближении к перекрестку, то заезжать на трамвайные пути сопутствующего направления запрещено. Иначе придется осуществить поворот в левую сторону или развернуться с трамвайных путей. Если в представленных условиях совершить поворот в левую сторону не с трамвайных путей, а из левой полосы, то это считается несоблюдением ПДД.При существовании с левой стороны на одинаковом уровне с автомагистралью трамвайных путей сопутствующего направления разрешается применить их для перемещения по прямой. Совершать это можно исключительно тогда, когда все другие полосы заняты. Также перед перекрестком не должны присутствовать знаки 5.15.1 и 5.15.2. То есть можно подвести следующий итог. Если водитель торопится и ему необходимо как можно быстрее миновать перекресток, перед которым сформировалась пробка, то он может спокойно использовать в своих интересах трамвайные пути сопутствующего направления. Это не считается нарушением ПДД, при соблюдении вышеописанных условий. Этот прием не имеет популярности, но тем не менее им стоит воспользоваться.Поворот в правую сторону нельзя воспроизводить с трамвайных путей сопутствующего направления. Для его осуществления требуется переехать в крайнюю правую позицию на автомобильной дороге.Чтобы установить является определенный перекресток таким, на котором функционируют требования проезда по перекрестку с трамвайными путями, следует выполнить одно несложное действие. Необходимо посмотреть, приближается ли в данный момент к перекрестку, по крайней мере, с одной стороны трамвай. Если трамвай на перекрестке присутствует, то требуется воспользоваться для пересечения перекрестка советами представленной статьи. Когда его там нет, перекресток пересекают в обычном порядке.Требования пересечения этой разновидности перекрестка без трамвайных путей изложены в публикации «Правила проезда перекрестков. Часть 4. Регулируемый перекресток. Сигналы регулировщика». В частности в данной статье говорилось о том, каким способом и в каком режиме могут разойтись машины. По этой причине не стоит повторять. Но надо отметить то обстоятельство, что когда на перекрестке возникли трамвайные пути, они никаким способом не могут воздействовать на преимущество автомобильного транспорта на данном перекрестке. Это значит, что за неимением трамваев машины пересекают перекресток в точности так, как и при полном отсутствии путей для него.Когда к перекрестку с одной или нескольких сторон направляются трамваи, в определенных ситуациях следует уступить им дорогу. Двухсторонние отношения владельцев машин и водителей трамваев на контролируемых перекрестках упорядочиваются пунктом 13.6 ПДД. В представленном пункте говорится о том, что трамвай получает привилегии независимо от траектории его перемещения, когда команда светофора или регулировщика допускают в одно время передвижение трамваю и транспортным средствам, не нуждающимся в рельсах. Но при передвижении в направлении стрелки, горящей в вспомогательной ячейке одновременно с желтым или красным сигналом светофора, трамвай обязан предоставить дорогу автомобильному транспорту, которые приближаются с иных маршрутов.Какие могут возникнуть ситуации, в которых возможно пересечение маршрута перемещения трамвая и машины при отвечающих требованиям знаках регулировщика? Ниже будут проанализированы обстоятельства, в которых необходимо освобождать проезжую часть для трамвая.1. Машина и трамвай прибыли к перекрестку с одной стороны. Трамвайные пути находятся с правой стороны от автомобильной дороги, трамвай движется прямо, а водитель автомобиля хочет совершить поворот в правую сторону. Регулировщик стоит к машине боком и руки его протянуты в разных направлениях.2. Машина и трамвай прибыли к перекрестку с одной стороны. Трамвайные пути находятся с левой стороны от проезжей части, трамвай движется в левую сторону, а водитель автомобиля хочет осуществить поворот в левую сторону. Регулировщик располагается к машине левым боком и протягивает правую руку вперед.3. Машина и трамвай прибыли к перекрестку с одной стороны. Трамвайные пути находятся посередине автомобильной дороги, трамвай движется налево, а водитель автомобиля хочет повернуть в левую сторону или развернуться. Регулировщик стоит к машине левым боком и вытягивает правую руку вперед.4. Машина и трамвай прибыли к перекрестку с одной стороны. Трамвайные пути находятся с правой стороны от дороги, трамвай двигается налево, водитель автомобиля хочет продолжить перемещение в произвольном направлении. Регулировщик стоит к машине левым боком и вытягивает правую руку вперед.Существует еще ряд ситуаций, в которых необходимо уступать дорогу трамваю на перекрестке, контролируемом регулировщиком. Но рассказать о всех невозможно по причине различного расположения трамвайных путей относительно проезжей части, разных направлений до и после пересечения перекрестка автомобилем или трамваем, разнообразные жесты регулировщика. Универсальный итог по пересечению перекрестков с трамвайными путями, контролируемых регулировщиком: если на данном перекрестке маршрут автомобиля пересекается с направлением передвижения трамвая, то надо освободить дорогу трамваю, потому что у него приоритет. Даже если трамвай заезжает на перекресток, не соблюдая правила дорожного движения, лучше уступить ему дорогу.

Источники:

Вам также может понравиться