Существенные условия договора по перевозке грузов

Договор перевозки грузов заключается между двумя сторонами: отправителем и перевозчиком. Третья сторона (получатель) формально не участвует в данном соглашении. Согласно условиям договора перевозки грузов, первая сторона – перевозчик – обязуется принять от второй стороны – отправителя – какой-либо груз и доставить его получателю. Отправитель при этом обязан оплатить услуги перевозчика в соответствии выставленным тарифам. Отношения первой и второй стороны подтверждаются выдачей соответствующей накладной на руки отправителя. Таким образом, по договору перевозки груза перевозчик принимает обязательство по доставке вверенного ему груза в конечный пункт назначения и сдать груз управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную договором перевозки плату.

Правовые основы договора перевозки груза

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ. Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

  • железнодорожному транспорту;

  • морскому транспорту;

  • воздушному транспорту;

  • автомобильному транспорту;

  • внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ). В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

  • Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

  • Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

  • Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

  • Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ. Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

[custom_ads_shortcode1]

Правовая сущность договора перевозки груза

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов). По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором. Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке. При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором. Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

  • является реальным договором  (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

  • является возмездным  договором (по договору взимается плата за перевозку);

  • является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

  • заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

[custom_ads_shortcode2]

Существенные условия договора перевозки груза

Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете.

[custom_ads_shortcode3]

Предмет договора перевозки груза

Предметом договора перевозки груза является оказание услуги по перемещению груза в конечный пункт назначения с помощью того или иного вида транспорта. Кроме услуг по перемещению груза, перевозчиком могут оказываться и сопутствующие услуги, такие как погрузка и выгрузка груза, хранение груза и другие услуги.

[custom_ads_shortcode1]

Срок договора перевозки груза

Срок, который указывается в договоре перевозки груза – это время, в течение которого груз должен быть доставлен в конечный пункт назначения. При этом перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленные:

  • транспортными уставами и кодексами;

  • при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

[custom_ads_shortcode2]

Стороны договора

Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель. Отправителями грузов могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, какие-либо специальные требования к ним не предъявляются. Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление грузовых перевозок.

[custom_ads_shortcode3]

Цена договора перевозки груза

Цена в договоре перевозки равна плате за перевозку груза. Плата за перевозку транспортом общего пользования прописывается в договоре в соответствии с тарифами, которые утверждаются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях плата за перевозку груза устанавливается по соглашению сторон, если иное не установлено действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами.

[custom_ads_shortcode1]

Форма договора перевозки груза 

Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма. При заключении договора перевозки груза  составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом). Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция. Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к  ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.

[custom_ads_shortcode2]

Виды договора перевозки груза

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта соответственно на договоры:

Договор перевозки груза автомобилями

  • автомобильной перевозки;

  • железнодорожной перевозки;

  • воздушной перевозки;

  • внутренней водной перевозки.

  • морской перевозки.

[custom_ads_shortcode3]

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента). Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз. Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н). Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 «Расходы на продажу». Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг). Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

[custom_ads_shortcode1]

Налог на прибыль организаций

Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке. Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ). Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ). В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ). При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации). Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров. Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

[custom_ads_shortcode2]

Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ). При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания транспортных услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет или универсальный передаточный документ), а также при условии, что транспортные услуги приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету: Дебет 68, субсчет «НДС», Кредит 19 — принят к вычету НДС.

[custom_ads_shortcode3]

Итоги

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является своего рода базовым договором, поскольку именно он выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

Договор перевозки груза

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются:  1. условия о предмете договора  2. условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида  3. условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. 1. Из определения договора перевозки вытекает, что существенными условиями для данного договора являются:  наименование и характеристики груза,  место назначения  размер платы за перевозку.  2. Законодательством другие существенные условия договора перевозки не установлены.  3. Что касается условий, которые сами стороны определяют как существенные, то если договор перевозки заключается на основании договора об организации перевозки, зачастую в основном договоре стороны предусматривают перечень условий, которые должны быть указаны заказчиком перевозки в заявке на перевозку.  Например,  1) маршрут и условия перевозки (в т.ч. особые); 2) требуемый тип подвижного состава (тип полуприцепа, объем); 3) подробный адрес места погрузки/ разгрузки/ таможни назначения; 4) дата и время подачи автомобилей под погрузку; 5) вид тары и упаковки; необходимые приспособления для крепления груза. Такие условия также будут являться существенными условиями каждого конкретного договора перевозки. Практическое значение этой нормы в том, что в случае, если заказчик направит перевозчику заявку, в которой не указаны все требуемые условия, перевозчик вправе не приступать к выполнению перевозки.

1. Что касается договоров организации перевозки, то из предмета договора следует, что существенными будут условия: об объемах и сроках предъявления и приема к перевозке грузов.   А поскольку такие договоры являются разновидностью договора перевозки, существенными для них будут также условия, существенные для договора перевозки, т.

е. наименование и характеристики груза, место назначения и размер платы за перевозку.   2.

Обязанности водителя - грузоперевозчика

Кроме того, ГК напрямую предусматривает, что такие договоры должны содержать условия: об объемах, сроках предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов.   Что касается условий об объемах и сроках предъявления и приема грузов к перевозке, требуемых ГК, то не всегда возможно указать эти условия для долгосрочного договора. Однако, поскольку гражданское законодательство исходит из принципа стабильности гражданско-правовых отношений, представляется, что установление сторонами в таком случае механизма определения содержания таких условий, будет достаточным для признания условия согласованным сторонами, а договора заключенным.

Согласно ст. 62 Закона об автомобильном транспорте, в договоре об организации автомобильных перевозок грузов определяются объемы, сроки, маршруты, графики выполнения автомобильных перевозок, тип используемых автомобильных транспортных средств, перечень сопутствующих автомобильной перевозке услуг, условия предоставления грузовых автомобильных транспортных средств и предъявления грузов для автомобильной перевозки, порядок расчетов, ответственность сторон, а также иные условия организации автомобильных перевозок грузов. Такая формулировка нормы не позволяет однозначно установить, намеревался ли законодатель таким образом определить существенные условия договора организации перевозки.

Ответ на этот вопрос представляется важным, поскольку при несогласовании сторонами всех существенных условий договор будет считаться незаключенным.   Проанализировав нормы законодательства можно сделать следующие выводы. Законодательство РБ предусматривает право перевозчика выбирать маршрут перевозки груза, самостоятельно определять типы и количество грузовых автотранспортных средств, необходимых для выполнения договора, порядок предоставления транспорта и предъявления груза к перевозке.

Заявка и договор перевозки грузов

Таким образом, законодательно установлен порядок определения большей части названных условий в процессе исполнения договора. В связи с изложенным, представляется, что названные в Законе условия не являются существенными условиями договора организации грузоперевозки.

Итак, подведем итог. Существенными условиями договора перевозки являются: наименование и характеристики груза, место назначения, размер платы за перевозку.  Существенными условиями договора об организации перевозок являются: наименование и характеристики груза, место назначения, размер платы за перевозку, объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов.

Кроме того, договоры с нерезидентами дополнительно должны содержать все существенные условия, установленные для внешнеэкономических договоров Указом Президента РБ №7 от 04. 01. 2000г.

«О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ». Для договоров перевозки такими условиями будут дата и место заключения договора, предмет договора, стоимость услуг, условия расчета, валюта платежа, ответственность сторон, порядок разрешения споров, а также названия, юридические адреса и банковских реквизитов договаривающихся сторон.

Форма договора перевозки Договор перевозки должен заключаться в простой письменной форме. Договор в письменной форме может быть заключен:  1. путем составления одного документа, подписанного сторонами,  2.

путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.   Сложности связаны с тем, что при использовании данного способа заключения договора зачастую довольно сложно доказать, что документ получен именно от контрагента. Как правило, при обмене документами по факсу данные о контрагенте содержаться в факсовой строчке, которая автоматически выбивается на каждой полученной странице.

Договор перевозки груза - существенные условия

Однако проблема состоит в том, что не всегда такая строчка проставляется. Кроме того, при желании ее можно подделать. Поэтому достоверность получения документа от контрагента остается под вопросом и может быть оспорена второй стороной.

Однако в настоящее время в суде может быть проведена экспертиза подлинности факсовых копий документов как относительно того, был ли сделан монтаж, так и устанавливается с какого аппарата был отправлен документ.   В тех же случаях, когда подлинность факсовых копий документов не опровергается второй стороной, договор, заключенный по факсу, считается заключенным в надлежащей форме.   Таким образом, всегда довольно важно получить оригиналы договора и связанных с договором документов.

Возможный вариант – это получение факсовых копий через факсовое бюро, профессиональной организации, которая занимается приемом и регистрацией факсов. 3. совершением стороной, получившей оферту (подписанный с одной стороны договор или заявку, содержащие все условия, необходимые для исполнения договора) действий, направленных на исполнение договора или заявки.

Loading

Пример (факсовая копия) Перевозчик обратился в суд с требованием о взыскании с заказчика основного долга по оплате выполненной перевозки и суммы штрафных санкций за просрочку оплаты, установленных договором. Ответчик основной долг признал, однако против взыскания с него штрафных санкций возражал, утверждая, что данные санкции рассчитаны на основании факсовой копии договора, который ответчиком не подписывался и является недействительным. Заявление ответчика о недействительности договора опровергается материалами дела. Суду была предоставлена копия договора, снабженная подписью и печатью ответчика. Вопрос о подлинности содержащихся на данном договоре подписи и печать ответчиком поставлен не был. Кроме того, в деле имеются подписанные сторонами акты выполненных работ, которые содержат прямое указание на то, что данные перевозки выполнялись на основании договора.  Представительство в хозяйственном суде Таким образом, суд посчитал, что отношения сторон по перевозке регламентировались договором. С ответчика были взысканы сумма основного долга и штрафных санкций в полном объеме. (Решение МАС при БелТПП от 25.02.2004, дело №411/52-03) Чаще всего в форме одного документа заключаются долгосрочные договоры на организацию перевозок грузов, которые также называют бланкетными договорами или генеральными соглашениями.  Разовый договор перевозки также может быть заключен в форме отдельно составленного договора. Однако в силу специфики транспортной деятельности на практике это не выполняется. Чаще всего договор заключается путем направления по факсу или электронной почте заявки на перевозку, которая подтверждается или исполняется перевозчиком. Причем подтверждение может выражаться как в проставлении на заявке штампа организации перевозчика и направление заявки по факсу обратно заказчику, так и просто указанием номера транспортного средства, ответом по электронной почте или по телефону. В связи с этим возникают определенные сложности с доказыванием наличия заключенного между сторонами договора и его условий, особенно когда одна из сторон оспаривает заключенный договор. Практика нашла свое отражение и в законодательстве, в связи с чем транспортное законодательство предусматривает, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной установленного образца. При этом сама накладная не является договором. Она лишь является достаточным доказательством наличия между сторонами договорных отношений и условий договора перевозки. Отсутствие, утеря накладной или неправильно составленная накладная не влияют на действительность заключенного договора. В этом случае стороны могут доказывать наличие договора перевозки другими доступными им доказательствами. При этом следует отметить, что накладная составляется не в произвольной форме. Для внутриреспубликанских договоров перевозки утвержден бланк товарно-транспортной накладной и правила ее заполнения (Постановление Министерства финансов РБ от 14 мая 2001 г. N53 «Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению). При осуществлении международных перевозок, к которым применяется Конвенция КДПГ, используется накладная CMR. Форма накладной, рекомендуемой перевозчикам, была разработана Международным Союзом Автомобильного Транспорта. Впоследствии каждый участник Конвенции вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать форму накладной. Однако такая накладная должна содержать обязательные и дополнительные реквизиты, указанные в ст.6 Конвенции. В Республике Беларусь форма CMR утверждена Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 24.06.2004 N23.

Пример Грузоотправитель обратился в суд с иском к перевозчику о возмещении ущерба, причиненного утратой груза в процессе перевозки. Ответчик иск не признал, заявив, что не состоял с истцом в договорных отношениях и, следовательно, не является лицом, обязанным возместить ущерб. Истцом предоставлена ТТН, сопровождавшая спорную перевозку. Накладная по своим реквизитам не соответствует требованиям Инструкции по заполнению ТТН. Так, в накладной отсутствуют сведения о путевом листе, подпись водителя о приеме груза к перевозке, сведения о пломбах, их оттиске и номере. Кроме того, ответчик заявил, что транспортный заказ истца он не получал, а истцом не представлены доказательства его направления. Суд первой инстанции с доводами ответчика согласился, признал договор перевозки незаключенным и отказал в удовлетворении исковых требований. Кассационной инстанцией решение отменено по следующим основаниям. Заключение договора перевозки подтверждается составлением накладной. Отсутствие, неправильность или потеря накладной не влияют на действительность или существование договора перевозки. Действительно в представленной накладной отсутствуют все необходимые реквизиты. Однако о факте выполнения ответчиком спорной перевозки имелись и другие доказательства. Согласно свидетельским показаниям водителя им перевозился груз по маршруту РБ-РФ по распоряжению работодателя. Факт принятия груза к перевозке подтверждается свидетельскими показаниями, которые являются последовательными и не противоречат друг другу. Действия перевозчика по передаче водителю ТТН и принятию груза к перевозке свидетельствуют о заключении договора. Доводы о самовольном выполнении перевозки водителем суд не принял во внимание, поскольку перевозка выполнена на машине, принадлежащей перевозчику, и по факту хищения данной машины перевозчик в правоохранительные органы не обращался. Суд принял решение о взыскании с ответчика причиненного ущерба в полном объеме. (ХС г. Минска, дело №143-2/02/234-14/02/379-13/03/512-7/05) Итог: 1. договор перевозки должен быть заключен в простой письменной форме одним из указанных выше способов; 2. наличие только факсовых копий договора не гарантирует признание договора заключенным; 3. но!! наличие договорных отношений может подтверждаться любыми доступными сторонам доказательствами. 

Главная » Статьи » Cтатьи

Какие установлены существенные условия договора перевозки и в чем его отличие от договора об организации перевозок?

Согласно п. 1 ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.Взаимоотношения участников договора перевозки грузов автомобильным транспортом регулируются главой 40 «Перевозка» ГК РФ, Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта*(1) (далее — УАТ), а также Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — Правила)*(2).По договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).Грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Грузоотправителем может являться не только владелец груза, но и лицо, выступающее от его имени (п. 4 ст. 2 УАТ).Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу (п. 13 ст. 2 УАТ).Грузополучатель в заключении договора не участвует, однако он управомочен на получение груза.В договоре перевозки грузов должны быть указаны следующие существенные условия:- характеристики груза (вид, количество и т.п.);- наименование грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика;- пункты отправления и назначения;- характеристики предоставляемого транспорта;- сроки перевозки;- цена договора, порядок расчетов.Названные условия могут быть определены в договоре как прямо, так и со ссылкой на приложения к договору или иные документы.Заключение договора перевозки грузов подтверждается транспортной накладной (п. 2 ст. 785 ГК РФ).Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов — заявки грузоотправителя (п. 5 ст. 8 УАТ). В заявке (заказе) должны быть указаны наименование и количество груза, пункт назначения, грузополучатель и сумма за перевозку. Условия договора перевозки грузов, заключенного путем подачи заявок (заказов), конкретизируются в товарно-транспортных накладных.Сроки доставки устанавливаются договором перевозки груза (ст. 14 УАТ). В случае если указанные сроки договором не установлены, доставка осуществляется в сроки, установленные правилами перевозок грузов (например, такие сроки установлены для междугородних перевозок п. 12 Раздела 12 Правил). Если срок перевозки не установлен ни договором, ни Правилами, доставка осуществляется в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).Договор перевозки является возмездным. Цена договора перевозки устанавливается по соглашению сторон (ст. 790 ГК).При несогласованности как одного, так и нескольких названных выше условий договор может быть признан судом незаключенным (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2007 N А69-1076/06-Ф02-7385/06, ФАС Уральского округа от 29.01.2009 N Ф09-54/09-С5, от 21.10.2008 N Ф09-7693/08-С5, ФАС Московского округа от 20.11.2007 N КГ-А41/10536-07, ФАС Поволжского округа от 22.05.2007 N А65-11655/06).Договор об организации перевозок грузов — это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ).Сторонами данного договора являются перевозчик и грузовладелец. Кроме того, договор об организации перевозок может быть заключен и лицом, не являющимся грузовладельцем (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.09.2006 N Ф08-4209/06, определение ВАС РФ от 18.01.2007 N 16224/07).Договор об организации перевозок определяет условия будущих перевозок и носит долгосрочный характер. В этом его основное отличие от разового договора перевозки груза.В соответствии со ст. 798 ГК РФ существенными условиями договора организации перевозок являются:- сроки подачи перевозчиком транспортных средств под погрузку, а также принятия грузов к перевозке;- сроки предъявления груза к перевозке и выдачи (принятия получателем) перевезенного груза;- объемы перевозок (при этом указываются как общий объем грузов, подлежащих перевозке (если это возможно), так и объемы очередной партии);- порядок осуществления расчетов (наличная или безналичная форма, предоплата или оплата по завершении перевозок и т.д.).Расчеты осуществляются по заключаемым во исполнение данного договора разовым договорам перевозки грузов. Договор об организации перевозок сам по себе является безвозмездным.Стороны могут включить в договор об организации перевозок и другие условия с учетом специфических особенностей перевозимых грузов, например, требования в отношении тары и упаковки предъявляемых грузов, порядок взвешивания отправляемых (прибывающих) грузов, сроки уведомления грузовладельца о прибытии или о подходе грузов, прибывающих в его адрес, порядок подачи заявки (заказа) на выделение транспортных средств, виды механизмов, используемых при погрузочно-разгрузочных работах и т.д.Условия перевозки, согласованные сторонами в договоре об организации перевозок грузов, считаются включенными в краткосрочные договоры перевозок грузов, заключаемых во исполнение данного договора путем подачи заявок (заказов).Предусмотренные ст. 798 ГК РФ договоры не заменяют договоров перевозки. Они лишь упорядочивают взаимоотношения сторон при систематических перевозках*(3).Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТУханова ОльгаРецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТБарсегян Артем

Источник: http://www.garant.ru

Категория: CтатьиДобавил: ufnsrm (06.03.2011)
Просмотров: 3937 Рейтинг: 0.0/0

Источники:

Вам также может понравиться