Статья 1235 Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию

Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 12.35 КоАП РФКодекс РФ об административных правонарушенияхГлава 12Статья 12.35Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, или нарушение установленного порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей.

Постоянная ссылка на документURL документа [скопироватьHTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопироватьBB-код ссылки для форумов и блогов [скопироватьв виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать

  • Решение Верховного суда: Постановление N 45-АД16-7, Судебная коллегия по административным делам, надзор Порядок и срок давности привлечения Романова С.Л. к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено Романову С.Л. согласно санкции статьи 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях…
  • Решение Верховного суда: Решение N ГКПИ09-1712, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.35 КоАП РФ, в отношении Хорева В.В. было возбуждено 18 марта 2009 г судебное разбирательство дела, назначенное на 27 апреля 2009 г., было отложено из-за неявки лица, привлеченного к административной ответственности…
  • Решение Верховного суда: Определение N 5-АПГ14-25, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция указанной нормы недействующей в части слов «а также документы об оплате расходов на перемещение и хранение транспортного средства». В обоснование своих требований заявитель сослался на противоречие оспариваемого положения частям 1 и 11 статьи 27.13, статье 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях…

Добрый день, уважаемый читатель.

None Наказание за данное нарушение может быть наложено в том числе и на сотрудников ГИБДД, превышающих должностные полномочия.

В рамках данной статьи будет рассмотрено несколько типичных ситуаций, содержащих в себе незаконное ограничение прав водителя. Кроме того, Вы узнаете о порядке обжалования действий сотрудника ГИБДД. Приступим.

Ограничение права управления транспортными средствами

В первую очередь рассмотрим часть 1 статьи 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»:

1. Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения;

выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик;

лишение права на управление транспортными средствами. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Действие права на управление транспортными средствами приостанавливается на период временного ограничения на пользование этим правом, установленного в порядке, предусмотренном федеральным законом. В данной статье перечислены все ситуации, при которых водитель теряет право управления автомобилем:

Причем для каждой из ситуаций установлен собственный порядок приостановки/возобновления действия удостоверения. Нарушение этого порядка как раз и является незаконным ограничением права управления автомобилем.

[custom_ads_shortcode1]

Наказание за незаконное ограничение права управления

Наказание за незаконное ограничение права управления транспортными средствами предусмотрено статьей 12.35 КоАП:

Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, или нарушение установленного порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей.

Итак, штраф за незаконное ограничение прав управления для граждан составляет 2 000 рублей, для должностных лиц — 20 000 рублей.

Таким образом, если сотрудник полиции или судебный пристав незаконно ограничивает право водителя, он может быть наказан штрафом в размере 20 000 рублей.

[custom_ads_shortcode2]

Примеры незаконного ограничения права управления

Рассмотрим несколько примеров незаконного ограничения права водителя на управление транспортными средствами: 1. Отказ замены водительского удостоверения в связи с наличием неуплаченных штрафов ГИБДД. Данная ситуация была популярна еще несколько лет назад. Водителю не меняли права до тех пор, пока он не оплатит штрафы и не принесет квитанции.

В настоящее время ситуация разрешается несколько по-иному. При обращении в ГИБДД для замены удостоверения, сотрудники ГИБДД проводят его замену. Однако одновременно они составляют протоколы о неуплате штрафов ГИБДД и направляют их в суд. И в данном случае все в рамках закона.

None Кроме того, бывают и более оригинальные идеи сотрудников. Например, права не возвращают из-за того, что при внесении информации в базу данных была допущена ошибка и срок лишения (в компьютере ГИБДД) не начался.

3. Изъятие водительского удостоверения у водителя при остановке автомобиля сотрудником ГИБДД. Например, в результате личного конфликта водителя и сотрудника ГИБДД последний забирает удостоверение и уносит его с собой (в здание поста или служебный автомобиль).

None 5. Судебные приставы временно приостанавливают действие водительского удостоверения за «неправильные» долги. Например, приостановка прав за долги по кредиту является нарушением.

Я привел лишь несколько типовых ситуация. Если у Вас есть собственный пример незаконного ограничения права управления автомобилем, напишите о нем в комментариях к данной статье.

[custom_ads_shortcode3]

Как оспорить ограничение права управления?

Для того, чтобы оспорить незаконное ограничение права управления транспортными средствами, нужно в первую очередь собрать доказательства. Самым лучшим доказательством будет письменный отказ, выданный сотрудниками ГИБДД.

Если Вы считаете, что Ваши права незаконно ограничивают, то смело просите письменный отказ. На практике письменный отказ выдают не очень часто. Если сотрудник ГИБДД чувствует, что он не прав, то он просто выполнит необходимое Вам действие (например, вернет удостоверение).

Иногда сотрудники ГИБДД отказывают в том числе и выдать письменный отказ. В этом случае нужно собрать доказательства другим способом. Например, вести аудио или видеозапись разговора.

Кроме того, можно отправить заявление в ГИБДД заказным письмом. В этом случае Вы получите в ответ письменный отказ.

None В первую очередь составьте текст жалобы, основываясь на имеющихся у Вас доказательствах, а также на пунктах нормативных правовых документов.

Дела по статье 12.35 КоАП рассматриваются судьями. Поэтому в данном случае можно подать жалобу либо в прокуратуру, либо в суд. Если все сделать верно, судья примет Вашу сторону и должностное лицо получит штраф в размере 20 000 рублей.

Удачи на дорогах!

Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)Комментарий к статье 12.351. Меры, осуществление которых должностными лицами влечет за собой ограничение прав участников дорожного движения на управление, пользование транспортным средством, предусмотрены Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции», Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».

По смыслу п. 2 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ограничение прав на управление транспортным средством может быть обусловлено и совершением правонарушений, виды которых устанавливаются федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:

— истечение установленного срока действия водительского удостоверения; — ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;

— лишение права на управление транспортными средствами.

В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 13 марта 1998 г. перечень оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, установленный п. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», является исчерпывающим.

Согласно ст. 27 — 28 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» военнослужащие внутренних войск имеют право применять специальные средства для остановки транспортных средств, водители которых не выполнили законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск остановиться.

Военнослужащие внутренних войск имеют право применять оружие для остановки транспортного средства в условиях режима чрезвычайного положения путем повреждения транспортного средства, если водитель отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск.

В соответствии со ст. 29 вышеуказанного Федерального закона боевая и специальная техника, состоящая на вооружении внутренних войск, применяется для остановки транспортного средства в условиях режима чрезвычайного положения, если водитель отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск.

О временном изъятии транспортных средств и об их досмотре в условиях чрезвычайного положения см. соответственно абз. 1 п.

3 и абз. 1 п. 4 комментария к ст.

20. 5.

Ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра возможны в условиях военного положения (см. подп. 11 п.

2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении»).

О легитимном ограничении прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию в случаях, предусмотренных законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации», а также при исполнении военно-транспортных мобилизационных обязанностей см. п. 2 комментария к ст.

18. 2, комментарии к ст. 18.

4 (применительно к ограничениям в условиях пограничного режима), к ст. 19. 25.

2. Права собственника на управление, пользование транспортным средством могут быть ограничены при принудительном изъятии у собственника имущества в случаях реквизиции, конфискации имущества, а также в иных случаях, исчерпывающий перечень которых предусмотрен п. 2 ст. 235 ГК.

Ограничение указанных прав является следствием применения к владельцам и водителям транспортных средств мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: досмотра транспортного средства (ст. 27. 9 КоАП), отстранения от управления транспортным средством и медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст.

27. 12 КоАП), задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации (ст. 27.

13 КоАП), ареста транспортного средства (ст. 27. 14 КоАП).

Согласно ст. 11 Закона РФ «О милиции» должностные лица милиции вправе:

— временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий;

— запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности; останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов; производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности.

3. Применительно к отношениям, существовавшим до введения в действие КоАП, решением Верховного Суда РФ от 2 декабря 1999 г. N ГКПИ 99-689 было установлено, что изъятие водительского удостоверения является мерой обеспечения производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и может применяться только до уплаты водителем штрафа. Ограничения прав граждан на управление транспортными средствами в этот период не происходит, поскольку до уплаты штрафа (в том числе при удержании штрафа в принудительном порядке) право на управление транспортными средствами подтверждается временным разрешением.

4. Порядок осуществления мер по ограничению рассматриваемых прав участников дорожного движения определяется подзаконным актом в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, устанавливающим данные ограничения прав. В частности, согласно ч.

5 ст. 27. 13 КоАП задержание транспортного средства, помещение его на стоянку, хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Ограничение рассматриваемых прав участников дорожного движения по основаниям, не предусмотренным федеральным законом, либо осуществление указанных мер гражданами, должностными лицами в нарушение порядка, установленного подзаконным актом, квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.

5. См. примечание к п.

5 комментария к ст. 5. 1.

Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, — мировыми судьями (ср. ч. 1, абз.

2 и 4 ч. 3 ст. 23.

Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, или нарушение установленного порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей.

См. все связанные документы >>>1. Объектами данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в связи с защитой прав и законных интересов участников дорожного движения.

2. В диспозиции комментируемой статьи не перечисляются меры, применение которых можно квалифицировать как незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию. Из содержания статьи следует, что эти меры по ограничению определенных действий могут быть предусмотрены только федеральным законом.

3. Конкретные противоправные действия граждан и должностных лиц (субъектов правонарушения), которые образуют состав данного административного деликта, различны. Ответственность граждан (не являющихся субъектами правоприменения) может наступить в случае, когда с их стороны будут предприняты меры по незаконному ограничению прав на управление транспортным средством (например: перекрытие проезжей части группой граждан; заблокирование транспортного средства, припаркованного в установленном порядке, при помощи различных приспособлений и др.

). Меры, которые разрешается применять должностным лицом в отношении водителей транспортных средств, содержатся в главе 27 настоящего Кодекса (задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации со снятием номерных знаков, отстранения водителя от управления и др. ).

4. Вместе с тем содержание комментируемой статьи не вполне отвечает юридико-техническим требованиям. Представляется, что меры, которые запрещается применять в отношении водителей транспортных средств, нуждаются в детальной конкретизации в целях избежания их субъективного толкования.

5. Субъектами правонарушения являются граждане и должностные лица. 6. Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом.

7. Дела о комментируемых правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст.

23. 1). 8.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором (ст. 28. 4).

Источники:

Вам также может понравиться